Модельный год: 2003
Год проведения теста: июнь 2003


Организация, проводившая тест: газета Авторевю

Фронтальный краш-тест — 12

1. Ford Focus 1.6 Ambiente


2. Focus 1.6 Comfort

Седан.
— базовая версия, одна подушка безопасности (водитель)
— с электростеклоподъемниками, с кондиционером.

Основная причина, по которой мы решили бить Focus, — это российская сборка. Наш краш-тест должен послужить своеобразным актом контроля качества российского производства Фокусов на заводе во Всеволожске. Как сварен кузов? Не сэкономили ли на системах безопасности — как сработают ремни и подушки?
Вопрос не праздный. Ведь до Фокуса мы уже разбили по аналогичной методике две иномарки: первой была Daewoo Nexia узбекской сборки, второй жертвой стал турецкий Renault Symbol. С Символом все прошло без сучка без задоринки — маленький седанчик Renault повторил результат хэтчбека Clio на тестах EuroNCAP, набрав 11 «фронтальных» баллов. Но дверной проем Нексии при аналогичном ударе просто сложился — оказалось, что пол кузова отштампован из «неправильного», слишком податливого металла!
Так что иномарка иномарке рознь. И выявить эту разницу — наша задача.
Жертвой этого краш-теста должен был стать базовый Ford Focus 1.6 Ambiente — выбор оптимальный и для редакционного бюджета, и для обеспечения чистоты эксперимента. Ведь в этом случае мы будем испытывать автомобиль в «минимальной конфигурации», с одной водительской подушкой безопасности. В версии Ghia, например, подушек уже две. Из трех типов кузова для краш-теста выбрали седан — как наиболее популярный в России (на краш-тестах EuroNCAP испытания проходил хэтчбек).
Наблюдать за краш-тестом в Дмитров приехала целая делегация, включая главу российского представительства концерна Ford Хенрика Нензена.
Разбег, удар — и машина повисает на канатах ограждения с практически не поврежденным салоном. Стойка лобового стекла даже не согнулась! Дверь открылась как ни в чем не бывало, в салоне — почти никаких повреждений. Максимальная перегрузка головы и у водителя, и у пассажира — всего 30g, небывало низкий уровень! Коэффициент вероятности травмы головы HIC — 153, в шесть раз ниже опасного порога в 1000 единиц. Оценка по методике EuroNCAP дала сенсационный результат, которого не достиг даже «пятизвездочный» Renault Megane II — практически 15 баллов из 16!
Фордовцы были удивлены не меньше нашего.
Мы проводили краш-тесты Фокусов по методике EuroNCAP десятки раз, и результаты немного варьируются от эксперимента к эксперименту. Но таких хороших цифр мы что-то не припомним…
И, спохватившись, добавили:
Поэтому мы очень рады за работников завода во Всеволожске, которые построили такой безопасный Focus!
Э-э-э, нет, что-то здесь не так. Неужели машину и впрямь специально подготовили? Или, может быть…
Первые догадки мелькнули во время просмотра кадров фотосъемки. На краш-тестах, помимо видеокамер, мы используем и две фотокамеры Canon, одна из которых делает 8 кадров в секунду, а другая — 10. По опыту предыдущих испытаний мы уже знаем, сколько кадров каждая из камер успевает сделать во время удара. Но на этот раз возникло ощущение, что оба фотоаппарата словно увеличили свою «скорострельность» — они зафиксировали чуть больше фаз удара, чем обычно. С чего бы это?
Дальше — больше. Перед краш-тестом специалисты из фирмы Аларм-Сервис попросили нас о небольшом одолжении — они захотели оснастить машину противоугонной системой слежения Цезарь Сателлит и проверить, как она работает при аварии. Это — маленькая коробочка, которая монтируется в машине и по сигналам со спутников точно определяет текущие координаты и скорость автомобиля. И если произошло столкновение, то система автоматически должна посылать в центр сигнал SOS — с указанием точного местоположения машины и скорости удара.
Система сработала как надо. Но нас удивило, что последнее значение скорости, которое электроника «запомнила» перед столкновением с барьером, оказалось значительно ниже 64 км/ч. Конечно, тут могли сыграть свою роль и погрешность системы, и плохая «видимость» спутников, и «экран» металлической обшивки полигоновского корпуса… Но сомнения крепли. И окончательно разрешить их помог анализ скоростной съемки специальной видеокамеры, которая делает 1000 кадров в секунду. Судя по всему, скорость удара действительно была ниже требуемых 64 км/ч (плюс-минус 1 км/ч) — 60-62 км/ч, не более!
Это объясняло и столь низкую деформацию кузова, и невысокие перегрузки… Возможно, на последних метрах пути Focus зацепился днищем за направляющий рельс катапульты и «притормозил» уже после того, как сработал измеритель скорости.
Что теперь делать? Пересчитывать результаты, вводя «поправку на скорость»? Нереально — такой практики в мире не существует. Отказаться от публикации? Поползут слухи — мол, получили неудовлетворительные результаты и под давлением фордовцев решили «замять дело»…
Мы вспомнили все переживания шестилетней давности. Выхода не было и теперь: эксперимент придется повторять!
Кстати, после возвращения в Кельн фордовские инженеры тоже проанализировали скоростную видеосъемку — и независимо от нас пришли к тому же мнению о реальной скорости удара. Так что, когда мы сообщили им о своем решении повторить удар, они нас поняли.
Но где взять еще один Focus 1.6? Опять три месяца стоять в очереди?
Мы стали обзванивать дилеров. Нет в Москве «живых» машин с мотором 1.6, хоть убей! Уходят моментально. Задерживаются лишь дорогие — двухлитровые, с «полным фаршем»…
Но мы все-таки нашли Focus 1.6 Comfort с кузовом седан. Знаете, где? В Саратове! Правда, он был не самым дешевым — с электростеклоподъемниками, с кондиционером. Но делать было нечего — выехали в Саратов, оплатили, пригнали на полигон…
Слава богу, на этот раз все прошло как по маслу. Скорость — в норме: перед этим ударом полигоновцы оттарировали все приборы и проверили катапульту. Подушка раскрылась. Данные «прописались». И у нас отлегло от сердца…
А самое главное, что второй Focus после удара как две капли воды был похож на машину, испытанную четыре года назад экспертами EuroNCAP. Стойка лобового стекла немного выгнулась, передняя панель чуть отошла от моторного щита. Но водительская дверь открылась точно так же, как и после первого «низкоскоростного» краш-теста, — разве что усилие, которое пришлось приложить к дверной ручке, было чуть больше.